Общество мёртвых поэтов
Время от времени встречаются фильмы, даже у американцев, которые просто сшибают с ног. Об этом фильме много слышишь, всё собираешься посмотреть, тебя начинают укорять, что ты его не видел, а у тебя всё «нет времени». Это мой запущенный случай. Так было с фильмом «Карты, деньги, два ствола», например с самого начала мне не понравилось название фильма, и смотреть я его не собирался (всё очень субъективно, правда?).
Хоть с этим было немного по-другому: фильм был давно записан у меня в книжке, но мне почему-то казалось, что я его видел. Впрочем я сомневался. Меня подвела природная жадность: предложили посмотреть я не смог отказаться.
С самого начала отмечу, что хотя фильм и не очень глубокий (хотя понятие «глубина» фильма тоже весьма субъективное понятие. Кому как, в общем), он, тем не менее, следует одной интересной мысли Carpe diem («Seize the Day» в английском или просто «Лови мгновение»). Начинается фильм с того, что в старую американскую школу, готовящую абитуриентов в Гарвард, приходит новый… учитель литературы.
Робин Уильямс всем почему-то больше известен как «Миссис Даутфайр» и американский комик, которому не удалось переплюнуть только Чарли Чаплина. Гораздо реже вспоминаются такие фильмы как «Привет, Вьетнам!» или «Умница Уилл Хантинг».
Учитель литературы с прогрессивными взглядами (порой даже чересчур) в школе, в значительной мере следующей вековым традициям обучения явление далеко не ординарное даже в Америке. Позже выясняется, что этот самый учитель в молодости был сорвиголовой и плейбоем. Только вот в то время мало было иметь наглый характер, безупречный торс и лицо, не изуродованное интеллектом. Чтобы «зацепить» девчонку, которая собирается на юрфак в Гарвард, надо было обладать проницательностью, остроумием и знать чуть ли не всю американскую литературу, столпом которой любой американец считает Уолта Уитмана. Справедливо, впрочем, считает в переводе Уитман тоже неплохо звучит, пусть для русского избалованного Пушкиным языка и не очень высоко.
Но пока обо всём этом говорить рано. Представьте себе студента (а школьники высших классов в американских школах как раз как студенты и живут, и учатся), который приходит послушать лекцию, а препод, прийдя в аудиторию, не говоря ни слова, проходит её насквозь и идёт гулять… потом, будто опомнившись, возвращается со словами: «Чего сидите? Пошли!». Лекции по литературе мало того, что не похожи на все остальные они не похожи даже одна на другую. Одна в саду, другая на футбольном поле (никогда не пробовали читать Шекспира, ударяя при этом по мячу?), третья во дворе школы, где ребята маршируют. Первая же прошла в музее школы.
Всмотритесь в фотографию ваших предшественников, говорит преподаватель, указывая на полувыцветшую фотографию пятидесятилетней давности, сколько надежд и амбиций в их глазах. Их взор похож на ваш. Они так ко многому стремились, и в результате стали… кормом для червей. Стоило ли это того? Послушайте, что они вам говорят. Студенты наклоняются к фото. Carpe diem! Вот в чём смысл жизни.
Во времена молодости преподавателя в школе было создано «Общество мёртвых поэтов». Об этом ребята узнают, заглянув в старый альбом (сам преподаватель лет эдак двадцать назад был на месте этих самых студентов). После долгих распросов, они узнают, что во времена молодости они тайком бегали по ночам в близлежащую пещеру и… читали стихи. Скучно, правда? Ан нет. Стихи того же Уитмана, хоть и мимолетны, но следуют главной мысли фильма carpe diem. Подкинутый вовремя томик стихов главарю вновь создавшейся шайки стал началом конца. Философская мысль преподавателя не просто проходит через весь фильм она меняет жизни ребят. Они начинают мыслить независимо: заводила и хулиган становится откровенным и не признающим стереотипы поэтом. Парнишка, которого всю жизнь толкал отец туда, куда он не хотел, наконец принимает собственное решение и становится актёром. Молчаливый и, казалось бы, трусливый паренёк из бедной семьи (Итан Хоук), вынужденный следовать по стопам своего старшего брата-отличника, обретает храбрость и разрывает завесу молчания в наиболее критичный момент. И ведь только изредка вдруг в создании промелькнёт мысль, что ребятам нет ещё и восемнадцати!
Конец у фильма если и не трагичный, то уж печальный точно. Нет никакого американского хеппи-энда романтика carpe diem разбивается о стены, сооружавшиеся веками ханжество и стукачество. Считать конец фильма трагедией просто нет смысла сам лейтмотив настолько мимолётен, что и целой жизни мало, чтобы его постичь и опять-таки понять, что всё преходяще. А уж полутора часов тем более.
Питер Уир, режиссёр, сделал ставку не только на сюжет, но и на великолепную игру актёров, благодаря чему добился своего результата фильм великолепен. Как это ни трудно представить, но именно он снимал «Шоу Трумана» и «Свидетеля». Пусть местами и страдает сюжет, созданный Томом Шульманом (есть места, которые нельзя было сглаживать, а, наоборот, следовало усилить, на мой взгляд), в целом фильм получился достойный обоих авторов.
UncleSam
|