А ведь должно быть с фреймами!
Субъектив

Общество мёртвых поэтов

Время от времени встречаются фильмы, даже у американцев, которые просто сшибают с ног. Об этом фильме много слышишь, всё собираешься посмотреть, тебя начинают укорять, что ты его не видел, а у тебя всё «нет времени». Это мой запущенный случай. Так было с фильмом «Карты, деньги, два ствола», например — с самого начала мне не понравилось название фильма, и смотреть я его не собирался (всё очень субъективно, правда?).

Хоть с этим было немного по-другому: фильм был давно записан у меня в книжке, но мне почему-то казалось, что я его видел. Впрочем я сомневался. Меня подвела природная жадность: предложили посмотреть — я не смог отказаться.

С самого начала отмечу, что хотя фильм и не очень глубокий (хотя понятие «глубина» фильма — тоже весьма субъективное понятие. Кому как, в общем), он, тем не менее, следует одной интересной мысли — Carpe diem («Seize the Day» в английском или просто «Лови мгновение»). Начинается фильм с того, что в старую американскую школу, готовящую абитуриентов в Гарвард, приходит новый… учитель литературы.

Робин Уильямс всем почему-то больше известен как «Миссис Даутфайр» и американский комик, которому не удалось переплюнуть только Чарли Чаплина. Гораздо реже вспоминаются такие фильмы как «Привет, Вьетнам!» или «Умница Уилл Хантинг».

Учитель литературы с прогрессивными взглядами (порой даже чересчур) в школе, в значительной мере следующей вековым традициям обучения — явление далеко не ординарное даже в Америке. Позже выясняется, что этот самый учитель в молодости был сорвиголовой и плейбоем. Только вот в то время мало было иметь наглый характер, безупречный торс и лицо, не изуродованное интеллектом. Чтобы «зацепить» девчонку, которая собирается на юрфак в Гарвард, надо было обладать проницательностью, остроумием и знать чуть ли не всю американскую литературу, столпом которой любой американец считает Уолта Уитмана. Справедливо, впрочем, считает — в переводе Уитман тоже неплохо звучит, пусть для русского избалованного Пушкиным языка и не очень высоко.

Но пока обо всём этом говорить рано. Представьте себе студента (а школьники высших классов в американских школах как раз как студенты и живут, и учатся), который приходит послушать лекцию, а препод, прийдя в аудиторию, не говоря ни слова, проходит её насквозь и идёт гулять… потом, будто опомнившись, возвращается со словами: «Чего сидите? Пошли!». Лекции по литературе мало того, что не похожи на все остальные — они не похожи даже одна на другую. Одна в саду, другая — на футбольном поле (никогда не пробовали читать Шекспира, ударяя при этом по мячу?), третья — во дворе школы, где ребята маршируют. Первая же прошла в музее школы.

— Всмотритесь в фотографию ваших предшественников, — говорит преподаватель, указывая на полувыцветшую фотографию пятидесятилетней давности, — сколько надежд и амбиций в их глазах. Их взор похож на ваш. Они так ко многому стремились, и в результате стали… кормом для червей. Стоило ли это того? Послушайте, что они вам говорят. — Студенты наклоняются к фото. — Carpe diem! Вот в чём смысл жизни.

Во времена молодости преподавателя в школе было создано «Общество мёртвых поэтов». Об этом ребята узнают, заглянув в старый альбом (сам преподаватель лет эдак двадцать назад был на месте этих самых студентов). После долгих распросов, они узнают, что во времена молодости они тайком бегали по ночам в близлежащую пещеру и… читали стихи. Скучно, правда? Ан нет. Стихи того же Уитмана, хоть и мимолетны, но следуют главной мысли фильма — carpe diem. Подкинутый вовремя томик стихов главарю вновь создавшейся шайки стал началом конца. Философская мысль преподавателя не просто проходит через весь фильм — она меняет жизни ребят. Они начинают мыслить независимо: заводила и хулиган становится откровенным и не признающим стереотипы поэтом. Парнишка, которого всю жизнь толкал отец туда, куда он не хотел, наконец принимает собственное решение и становится актёром. Молчаливый и, казалось бы, трусливый паренёк из бедной семьи (Итан Хоук), вынужденный следовать по стопам своего старшего брата-отличника, обретает храбрость и разрывает завесу молчания в наиболее критичный момент. И ведь только изредка вдруг в создании промелькнёт мысль, что ребятам нет ещё и восемнадцати!

Конец у фильма если и не трагичный, то уж печальный точно. Нет никакого американского хеппи-энда — романтика carpe diem разбивается о стены, сооружавшиеся веками — ханжество и стукачество. Считать конец фильма трагедией просто нет смысла — сам лейтмотив настолько мимолётен, что и целой жизни мало, чтобы его постичь и опять-таки понять, что всё преходяще. А уж полутора часов — тем более.

Питер Уир, режиссёр, сделал ставку не только на сюжет, но и на великолепную игру актёров, благодаря чему добился своего результата — фильм великолепен. Как это ни трудно представить, но именно он снимал «Шоу Трумана» и «Свидетеля». Пусть местами и страдает сюжет, созданный Томом Шульманом (есть места, которые нельзя было сглаживать, а, наоборот, следовало усилить, на мой взгляд), в целом фильм получился достойный обоих авторов.

UncleSam

Сайт управляется системой uCoz