Догвилль
Я никогда не любил фильмов Ларса фон Триера. Да и в этот раз, когда я брал кассету, я не знал, что режиссёр - он. Просто давно хотел посмотреть такой нашумевший фильм. Лишь когда заплатил за кассету, я увидел на обложке фамилию режиссёра. Таким образом, я обрёк себя на просмотр фильма.
С первого кадра создаётся ощущение, что то ли автор денег не набрал на хорошие декорации, то ли просто издевается над зрителем… Тем не менее, такое ощущение впоследствии проходит. И постепенно уже не обращаешь внимание ни на отсутствие декораций, ни на то, что все дома в «городе» (именно так звучит слово town в русском переводе, хотя уместнее было бы назвать его «посёлком» в «городе» не больше двадцати жителей) нарисованы краской на чёрном полу. И хотя сначала кажется, что весь фильм - лишь съёмки театральной постановки, позже становится ясно, что таким образом автор лишь отражает атмосферу, царящую в посёлке, когда все всё знают друг о друге, причём не только по слухам, но фактически видят сквозь стены (которых, кстати, не видит и зритель).
Отсутствие лишних зданий и декораций (равно как и спецэффектов) способствует ещё одной цели автора - проследить изменение человеческих отношений и ощущений, показать сущность человеческой натуры и затронуть куда более глубокие проблемы. «Дешёвая постановка» в результате оказывается глубоко психологическим и философским фильмом… Но обо всём по порядку…
Фильм начинается с описания самого города, причём описание даётся, как в сказке: интонация и весёлый голос рассказчика не покидают нас ни на минуту, даже в самые душераздирающие моменты - он, казалось бы, насмехается, иронизирует над событиями… По очереди представляются главные герои, среди которых есть и доброжелательный философ Том, всю жизнь мечтающий о лаврах писателя, его отец-симулянт, постоянно ищущий у себя какое-то смертельное заболевание, хозяйка небольшого магазинчика со своими родственниками, одна из которых - молодая девушка - неравнодушна к тому, но делает вид, что его заглядывания к ней под юбку ей противны, и «ждёт её любимый жених». В общем, обитатели городка - чрезвычайно добрые и положительные люди, которые горят желанием помочь всем, кто попал в беду…
И вот в такую мечту идиота попадает однажды непонятно откуда забредшая девушка, выглядящая и ведущая себя более чем странно: она никогда не занималась физическим трудом, не знает цены человеческим слабостям и вообще очень наивна. С самого начала становится ясно, что девушку разыскивают через некоторое время появляется полиция и обещает за поимку или указание местонахождения большую награду. Несмотря на бедность горожан, они решают спрятать девушку у себя в деревне. Поначалу она не знает, чем себя занять, т.к. работы и так совсем немного, да и горожане не очень горят желанием поступиться своей, чтобы занять новичка в своём коллективе.
Однако некоторое время спустя она уже начинает активно помогать всем подряд. После чего начинаются чудеса.
Зная, насколько уязвимо положение девушки а пребывание незнакомки в городе в значительной мере зависело от расположения горожан к ней, в силу существовавшей псевдо-демократической системы жизни жители городка (а помогала она почти всем) начинают злоупотреблять им. Сын одной из семей начинает просить девушку удовлетворить его мазохистские желания (побить его), угрожая рассказать родителям то, чего не было, в то время как его отец насилует девушку, видя, что на улице появились полицейские. Управляющая магазином старушка заставляет её платить из своего ничтожного жалования за разбитый стакан, а слепой сосед всё дальше залезает под юбку. Когда она решается бежать из города, плюгавенький водитель под угрозой сдачи девушки полиции также залезает на неё прямо под тентом грузовика на площади, а потом обманом привозит её обратно в город.
Тут уже начинается сплошной ужас: дабы предотвратить дальнейшие поползновения к побегу, но в то же время оставить возможность передвигаться по городу, на девушку надевают железное колесо от телеги, а на железный ошейник, к которому прикована цепь с этим колесом коровий колокольчик. Всё то, что девушка выполняла по доброте душевной, стало считаться её обязанностью, за что её регулярно наказывают. Все особи мужского пола пользуют её, как захотят, в то время как их жёны подозревают её в их совращении. Дети издеваются над ней… Только один человек, Том, который и нашёл девушку и привёл её в деревню, кажется вечно помогающим и сочувствующим. Он помогает ей разрабатывать планы побега, держаться стойко, укрывает её от полиции и курирует процедуры голосования. Казалось бы, он стойко защищает ей интересы.
Если бы не одно «но»… Уж как-то подозрительно быстро жители узнают о попытках побега девушки из деревни. Уж очень точно действуют инструменты, направленные на подавление её личности… И откуда-то берутся те самые бандиты, от которых девушка и убегала, пообещавшие жителям много денег за поимку девушки, хотя Том и пообещал, что выбросил визитку главного мафиози.
Появление бандитов, казалось бы, сильно облегчило жителям деревни душу. Предчувствуя это, они даже не стали занимать девушку, дали ей выспаться и вообще проявили ограниченную гуманность. С появлением же бандитов открывается, что, на самом деле, крёстный отец бандитов отец девушки, методами которого она ни за что не хотела действовать ранее.
На этот раз заложниками оказались сами жители. Их судьба повисла на тонкой нити разговора отца и дочери. Выясняется то, что отец давно хотел, чтобы его дочь «приняла у него дела» и стала эдакой «крёстной матерью». Она же всем своим существом противилась насилию, действуя только гуманными методами, оправдывая самые ужасные поступки других людей.
Когда она выходит из машины, она становится уже другим человеком. В «городе» не выживает даже собака. От домов, от их силуэтов на чёрном фоне не остаётся ничего: сцена сменяется покрытием зелёного цвета. Город получил по заслугам.
Смысл. Ещё с самого начала мне многое виделось утрированным, преувеличенным. Я знал, что такого не может быть, что отношения слишком неестественны, что девушка слишком наивна и неопытна. И тогда, вспомнив о том, что у Триера нет ничего лишнего, не содержащего смысла. Определённый символизм, открывающий многоплановость фильма, присущ любому объекту внутри деревни, всем жителям и характерам.
Так, на мой взгляд, помимо непосредственно открытой линии фильма, то есть обозначения того, что видно невооружённым взглядом, автор пытался до нас донести ещё и метания человеческой души: именно резкими и нещадными действиями можно расправляться с окружающими человека обстоятельствами, иначе сами эти обстоятельства сядут на шею, и выбраться из сети, сплетённой своими же обязательствами, будет почти невозможно.
В то же время для человека, как правило, тяжело бывает самому преступить грань дозволенного, в то время как преступать эту грань он может легче позволить другим, объясняя для себя их поступки гуманными мотивами. Принять решение о неприемлемых действиях может быть тяжелее, чем вынести самые ужасные муки.
В фильме прекрасную роль сыграла Николь Кидман. Я никогда не подозревал в ней трагического таланта, поэтому сам результат меня более чем удивил. Хотя выделять кого-либо особо было бы не совсем правильно: каждый из актёров прекрасно справился со своей работой. А здесь есть не только голливудские, но и неизвестные европейские представители кинематографического жанра. Как правило, настоящего актёра ценят за его умение передавать эмоции, в достаточной степени их приукрашая, делая чуть более заметными наиболее значимые черты. Соответственно, режиссёру воздают почести за умение этого добиться с целью реализации задуманного. Учитывая стиль фильма наивно-сказочный, и в то же время ранящий в самое сердце и роли всех персонажей оказались немного окрашенными наивными тонами.
Осознавая, что всё, что мы видим, не реалистично, мы тем не менее не видим особых противоречий с реальностью. Даже если смотреть фильм, не видя дополнительных планов развития сюжета, человек получает правильный посыл. Хотя, возможно, я увидел в фильме что-то своё.
Браво, маэстро!
UncleSam
|