Властелин колец
В прошедшие выходные посмотрел последнюю серию из трилогии «Властелин колец». Был неимоверно доволен обилием спецэффектов, к которым уже привык за предыдущие две.
Общее впечатление:
Собственно, «Возвращение короля». Фильм сделан более чем достойно (хотя от любого человека можно ожидать того, что к продолжению он загордится и откажется выдавать качественный результат как это было с продолжениями «Матрицы», создатели которой откровенно «забили» на сценарий и предпочли почить на лаврах), что лишний раз подтверждает мои предположения насчёт Джексона: он не только увлекается Толкиным, но и любит своего зрителя. И из-за этого ему можно многое простить: и по-американски плаксивый и ужасно затянутый конец, который, в силу своей надуманности (а насколько я знаю, в книге ничего такого, что указано там, нет) очень страдает от отсутствия даже не смысла, а просто слов, отсутствие которых просто доведено до абсурда (тяжело представить черверых друзей в баре, которые сидят и, молчаливо улыбаясь, просто пьют пиво), и обилие далеко неоднозначных сцен мужской нежности, когда зал просто разрывается от смеха (и даже если в твоей голове ничего такого не бродит, забродит обязательно), и до некоторой степени недостатки одностороннего кинообразования с последствиями штампования мозгов американскими моделями съёмки фильмов (а именно, в кино должен присутствовать хороший герой, смешной второстепенный герой и анти-герой что, впрочем, не так сильно режет глаз, т.к. сильно размыто обилием персонажей). Можно было бы привести тезис о затянутости фильма, которыми сегодня просто кишит интернет, но не буду. Ибо не к месту. И в целом, трилогия… Сам фильм сделан очень грамотно: в каждой серии долгие толкиновские монологи и философствования перемежаются очень проработанным действием («экшеном», как сейчас любят говорить, но не любят понимать, что это, собственно, такое): батальными сценами, которых в каждой части есть не меньше одной, ну и просто драками и не отпускающим ни на минуту завораживающим повествованием… Здесь, впрочем, следовало бы оговориться и сказать большое и крепкое словечко: «Но!». Всё это, действительно, верно, только если вы верите в сказки. Если вы законченный материалист и не верите даже в Бога и Деда мороза (в таких людей самих поверить сложно, но они есть сам встречал), этот фильм не для вас. Увы. Лучше посмотрите одни батальные эпизоды без привязки к реальности и сюжету, и посмотрите их в одиночестве, на хорошем домашнем кинотеатре, чтобы не надоедать публике своим занудством. Собственно, эта оговорка очень актуальна для всего Толкина. Закон жанра, ничего не поделаешь. Если вы не любите ужасы, заставлять вас смотреть «Фредди против Джейсона» противоправно! Если вы смотрите сказку, и относитесь к ней соответственно, не нужно видеть здесь исторических событий… Повествование, действительно, завораживающее. Надо лишь проникнуться духом фильма, который не будет покидать вас ни на минуту на протяжении всех 10 часов фильма. И хотя каждая серия кажется, на первый взгляд, чрезвычайно долгой (178, 179 и 201 минута, соответственно), в реальности смотрятся они не то чтобы на одном дыхании, но уж точно зритель дышит неровно. Мир, выдуманный Толкиным, воплотился в реальности (в Новой Зеландии народ даже возят по горам, где якобы бегали орки воплощение новозеландской армии). Тролли, орки, эльфы, волшебники, назгулы и хоббиты, никогда не существовавшие, выходят на сцену. Сюжет: Это, одна из самых сильных сторон фильма (наряду с передовыми спецэффектами и количеством золотых американских дублонов, направленных на съёмки фильма). Ибо не зря было выбрано известнейшее произведение писателя, признанного выдающимся автором прошлого столетия (тем более что сам он об авторских правах на свой труд не очень хорошо позаботился). У этого произведения уже есть готовая целевая аудитория, которая на всё пойдёт, илшь бы увидеть тех, в кого они годами играют в «Нескучном саде», плюс все те, кто верит в сказки и любит спецэффекты. Несмотря на то, что сюжет максимально скомпрессирован (ибо как же иначе можно переложить текст на киноплёнку не нудением же рассказчика за кадром), это, пожалуй, одна из самых точных экранизаций литературных произведений не побоюсь этого слова за всю историю кинематографа, которая ещё, к тому же и оказалась ужасно прибыльной и зрелищной (обычно при попытке жёсткого следования тексту режиссёры забывают, что зрители всё-таки фильм смотрят). Питеру Джексону удалось убить всех трёх зайцев (если не больше): точность, зрелищность, коммерческий успех. Здесь надо быть настоящим фанатиком, чтобы воплотить в жизнь практически невозможную задачу. Надо, правда, оговориться и заметить некоторые странные отклонения от сюжета, как те о которых я говорил выше. Но, в конце концов, и у такого нудного финала есть своя цель: вывести зрителя из состояния ступора, в котором он оказывается после этого фильма. И вывести плавно, напомнив ему, что волшебников нет, эльфов и хоббитов тоже, чтобы они после просмотра фильма не ринулись в «Нескучный сад» веселиться. Спецэффекты: Самая кассовая составляющая фильма затраты на неё в настоящее время очень хорошо окупаются в результате… И создатели не поскупились. Через всю трилогию проходят великолепно нарисованные Голлум, пещерные тролли, боевые слоны и собаки, фейрверки, баталии, глаз Саурона, назгулы и прочая мразь (огненно-каменный демон, ходячие деревья, паук), крепости и башни. Очевидно, для работы над этим слоем фильма понадобился человек с замашками диктатора, способный руководить целой армией рисовальщиков и декораторов. Всё дело в том, что нарисовать одно, а вот свести всё воедино вместе со звуком, чтобы при этом возникало ощунение постоянного присутствия в фильме (особенно страшно было на поле боя перед битвой) совсем другое. Получилось всё безупречно. И хоть нам не верится, что 30000-летний старик может рубиться с огненным демоном, который во много раз его больше и сильнее, что эльф легко прыгает по несущемуся яростному слону, отстреливая сидящих на нём противников, что на драконах нельзя летать, а кататься на щите по ступенькам а-ля сноубоард вообще безумие, мы всё же верим, что так оно и есть. Особенно когда слышишь над головой свист стрел, а по сторонам рёв однополчан перед боем. В кино стоит идти ради одних только спецэффектов. Из тех, что особенно понравились, можно вспомнить целую кучу, которые неоднократно упоминались. Это, в основном, наиболее крупные и наиболее страшные создания: тролли, назгулы, души мёртвых воинов, боевые слоны и собаки, стенобитные орудия и камни от катапульт, Голлум, паучиха, огненный демон в общем, всё, что реально заставляет трепетать. Актёры: Режиссёру удалось хорошо подобрать актёрскую группу (вне зависимости от претензий толкинутых касательно того, что Фродо, как хоббит, должен быть страшненьким, а Галадриэль вечноюной девицей): в фильме не слишком много звёзд, за которых пришлось слишком много заплатить, а отдача от которых вообще была бы спорной. Часть актёров вообще поднялась на этом фильме за тре три года, что его готовили. И если Элайджа Вуд (Фродо) и до фильма был достаточно известен, то Орландо Блум (Леголас) и Вигго Мортенсен (Арагорн) засияли на небосклоне гораздо ярче только после этого фильма. Их игра, хоть и проста, но очень заметна и имеет некий налёт сказочности, как и весь фильм всё время не покидает ощущение, что над игрой актёров очень хорошо потрудился и сам Джэксон. Очень активно играл в фильме и немолодой уже Ян МакКеллен (Гэндальф), от которого роль требовала не сидеть на месте, в то же время оставаясь почленным старцем. Хотя мне, если честно, вообще трудно выделить кого бы то ни было как звезду фильма книга была написана давно, да и автор, думаю, больше верил именно в командную работу, поэтому особенно «звёздных» характеров здесь немного: все актёры показали себя отлично, что добавило много плюсов самому фильму. И хотя, глядя на Хьюго Уивинга (Владыка Элронд), невольно вспоминается «Матрица», это впечатление проходит быстро, т.к. и роль здесь совсем другая, да и играет он далеко не стандартно. Заключение: В общем и целом, следует подчеркнуть, что режиссёр со своей командой проделали огромную работу (занявшую, кстати, их аж на три года), и можно вполне предположить, что к этому Джэксон стремился всю жизнь. Горы и долины Новой Зеландии (его, кстати, Родины, которую он так хорошо пропиарил), думаю, навевали ему картины самого фильма задолго до того, как у него появилась возможность претворить свой замысел в жизнь. И пусть фильм небезупречен, это всё же не мешает ему быть великолепным! В результате мы получили в Голливуде режиссёра, который, по-видимому, будет выпускать экранизации Толкина и впредь, а может, сделает ещё что-нибудь невообразимое. В общем, за ним большое будущее… P. S. Дополнительную информацию к фильму можно также найти на официальном сайте, а картинки посмотреть… ну хотя бы здесь: 1, 2, 3
UncleSam
|